Понедельник, 29 Апреля 2024

Все больше южноуральских горожан становятся крестьянами: кто они — «новые» русские селяне?

16.08.2022 Корреспондент: Игорь Галактионов Сено сейчас «упаковывается» вот в такие удобные валки. С ними очень любят фотографироваться проезжающие мимо полей автомобилисты. На снимке – один из сельских жителей, как говорят сегодня – «новый» русский крестьянин. Кстати, от фермера крестьянин отличается тем, что выращивает овощи и содержит животных не для продажи, а для своей семьи. Фото: Игорь Галактионов

Чтобы узнать, что заставляет горожан менять удобный диван на грядку с капустой, а тренировку в фитнес-клубе — на «зарядку» в хлеву с лопатой в руках, корреспондент «Губернии» отправился в одно из сел Челябинской области

То ли волей, то ли неволей, в силу самых различных обстоятельств все большее число жителей Челябинской области уезжает из города в деревню и начинает разводить скот и выращивать овощи. Говорить о том, что «тенденция переселения из деревни в город в поисках культурной жизни и длинного рубля» поменялась на 180 градусов пока рановато. Но совершенно очевидно, что она пошла вспять. 

Что заставляет горожан менять удобный диван на грядку с капустой, а тренировку в фитнес-клубе — на «зарядку» в хлеву с лопатой в руках? Кого-то подтолкнули проблемы со здоровьем, и было решено подышать чистым воздухом. Других заел городской быт, вот и поменяли обстановку. И, наконец, есть те, для кого стала понятна аксиома: живя в деревне, они всегда смогут прокормить семью. Корреспондент «Губернии» пообщался с горожанами, которые решили радикально поменять образ жизни, и с «аборигенами», которые никогда ничем другим не занимались.

«Ковбой» приехал из города ядерщиков

...Глядя на то, как ловко управляет трактором этот видный бородатый мужчина, никогда не скажешь, что он городской. Два часа назад его видели на поле. Час спустя он уже вез по дороге к селу полный прицеп с рулонами сена, а сейчас кормит поросят у себя во дворе. Выдает этого селянина наряд: дачная шляпа, шорты и ковбойские сапоги — местные уроженцы так не одеваются. Хотя на самом деле Вадим Салахов уже стал более местным, чем многие другие, и крестьянский труд освоил получше, чем большинство коренных жителей села. 

20220808_112455.jpgЧета Салаховых переехала из города ядерщиков в небольшое село Каслинского района шесть лет назад. Вадим работал декоратором в доме культуры, а его жена Ольга — инженером теплосетей. Они имели домик в окрестностях города и знали не понаслышке, с какой стороны брать в руки лопату. Но вдруг стали "задыхаться" в Снежинске и захотели чего-то большего. 

— У нас было четыре сотки земли. Я постоянно придумывал, что бы такое новое сделать, чтобы дом казался полной чашей. То украшу фасад, то усовершенствую систему полива, то еще что-то модернизирую, но в какой-то момент понял: нечего мне тут больше совершенствовать, негде развернуться. Захотелось простора, потянули корни, ведь мои предки вышли из села. Жена поддержала, продали дачу в городе, на первое время денег хватило. Купили просторный каменный дом какого-то купца или зажиточного крестьянина, обзавелись кое-какой техникой и окунулись в деревенскую жизнь. Она оказалась полна проб и ошибок. В самом начале поторопился с выбором трактора, купил маломощный, пришлось менять. То бросало из стороны в сторону, хотелось заниматься всем, а в результате не успевали с супругой ничего довести до конца, — рассказывает о своем фермерском опыте Вадим Салахов

20220808_112934.jpgВпрочем, к фермерам чета себя не причисляет. Говорят, это слишком громко. Скорее вернулись к крестьянскому укладу жизни. О крупных поставках продукции в город супруги не задумываются. Выращивают в основном еду для себя и престарелых родителей. Полученные небольшие прибыли пускают на развитие. Дети выросли и в помощи не особо нуждаются. Из еды Салаховы покупают только хлеб, крупы и макароны. Хотя часто и хлеб пекут сами. Мясом, молочными изделиями, овощами и картофелем обеспечивают себя полностью сами. 

Сейчас в хозяйстве «новых» селян две коровы, бычок, шесть дойных коз, куры и четыре уже крупные свинки. Один из кабанчиков ручной: ходит по двору, дружелюбно тыкается во всех пятачком и подает переднюю ногу (так здоровается). Это плохо, сетует Вадим, теперь на него уже рука не поднимется. 

Ольга ухаживает за престарелыми родителями, доит коров и коз, кормит скотину и делает сыры. Весьма и весьма недурные. По мере приобретения опыта у маленькой хозяйки большого дома сыры делаются все тверже, выдержанней и вкусней. Они с дырочками внутри, и не «пластилиновые» по консистенции, как в большинстве магазинов. Цена соответствует качеству, но меньше, чем у именитых производителей. Козий сыр стоит одну тысячу рублей за килограмм, коровий — 900 рублей. 

— До пармезана нам пока далеко. Его нужно два года хранить в подвале до нужной кондиции. Переворачивать и смазывать маслом. У нас пока такой возможности нет. Едим сами, угощаем друзей, а излишки расходятся по знакомым. Уже образовалась своя клиентура. Но, повторю, как уже сказал муж Вадим, у нас нет цели вырасти до размеров агрохолдинга и зарабатывать деньги ради денег. Мы в плюсе ровно настолько, чтобы хватало на нормальную жизнь, но без излишеств, — обозначает семейную бизнес-позицию Ольга Салахова

Попив со мной чаю и угостив сыром, хозяин снова отправляется на покос. Он уже заготовил 700 малых тюков (весом от 15 до 20 килограммов), для возрастающего поголовья требуется еще половина от этого. Кстати, прошлым летом Вадим приобрел пресс-подборщик. Это такое устройство, которое закреплено за трактором. В нем упаковывается сено. На выходе получаются валки, с которыми так любят фотографироваться проезжающие мимо полей автомобилисты. На самом деле такие валки удобны при кормежке скота. Разрезал веревку, и вот она — готовая еда для коров и коз. Не надо метаться с вилами по двору, роняя драгоценное сено. 

На деревню с бизнес-планом

Другому «мигранту» из города, с которым удалось пообщаться, термин «новый крестьянин» подходит больше. Вячеслав Трофимов приехал в деревню с пониманием, что сельская продукция всегда будет пользоваться спросом, и на этом можно получать стабильный доход. Вячеслав завел пять коров и обзавелся помощником. Нашел его на улице, отмыл, накормил, помог получить документы и поселил в своем старом доме. Себе с женой он уже успел рядом построить новый. У Вячеслава есть план, как зарабатывать деньги, и он старается не отвлекаться на миражи и журавлей в небе. 

20220726_111007.jpg— Сейчас у меня шесть коров. Они требуют постоянной кормежки и ухода. Молоко от них нужно перерабатывать в сливки, сметану и сыр, так как продавать просто сырье невыгодно, а еще приходится искать каналы для сбыта продукции, что я с помощником и делаю. Работаю почти в круглосуточном режиме. Приходится отказываться от таких трудных, но романтических забав, как заготовка сена. Если мы будем ездить по полям, у нас не останется времени для того, чтобы ухаживать за скотом и заниматься переработкой. Поэтому сено мы покупаем, — рассказывает Вячеслав

Причем и покупка сена — дело ответственное. К примеру, если купить рулоны сена с большим содержанием полыни, то молоко будет горчить, и продать продукцию из него будет уже сложно. Поэтому покупать корма приходится хоть и более дорогие, но эффективные. К примеру, при кормлении коров люцерной с высоким содержанием белка надои молока будут выходить не по десять литров, как у соседей, а по 20 с лишним. И молоко при этом будет более качественное. Подтверждением этому является тот факт, что продукцию Вячеслава охотно берут на реализацию магазины Екатеринбурга. При достаточно высокой цене она отличается жирностью и вкусовыми качествами. 

Всегда этим занимались 

Семья Маховых, в отличие от предыдущих «покорителей деревни», всегда тут и жила: работали в колхозе, выращивали на домашнем участке картошку, капусту, морковку, свеклу, лук и чеснок. Имели корову, откармливали бычков. Когда после развала Советского Союза и светлой колхозной жизни многие односельчане разъехались по городам или спились, Маховы приобрели трактор и еще одну корову. 

— Раньше у нас в селе коров держали почти в каждой семье. Имелось три стада почти в 1,5 тысячи голов. Сейчас и сотни коровушек не наберется, а до недавнего времени их можно было по пальцам пересчитать. Все дело в том, что при СССР колхозники при маленьких зарплатах имели доступ к почти бесплатным кормам. Поэтому держали коров, откармливали зерном бычков и поросят. Сейчас такой возможности нет. Нужно не делать вид, что работаешь, а на самом деле работать от зари до заката, — делится пережитым опытом хозяйка Татьяна Махова

Кстати, корма чета Маховых и их сын Виталий заготавливают сами. Причем в таком количестве, что хватает их не только для своего скота, но и на продажу односельчанам и жителям соседних деревень, которые оказались не столь предусмотрительны перед наступающей зимой. Реализация валов сена для этой семьи — бизнес, но, чтобы он состоялся, летом приходится днями напролет трудиться на покосах. Скосить, поворошить сено, чтобы оно не запрело или не сгнило от дождей, скатать его в рулоны и вывезти с полей. 

Движение — это жизнь 

В том, что деревня может обеспечить всем необходимых для жизни тех, кто хочет и умеет трудиться, и раньше никто не сомневался. В конце концов, это личное дело каждого: жить в достатке или пить и сидеть на шее у пенсионеров-родителей. Правда, раньше я делал оговорку на здоровье и немощность, ведь труд на селе нелегок. Делал, пока не встретил еще одного городского «мини-фермера». Евгений Истомин приехал в деревню не за деньгами. Сейчас его принцип: движение — это жизнь. 

Евгений — инвалид первой группы. Еще два года назад он потихоньку прощался с жизнью и готовился попасть в царствие небесное. Поэтому исправно посещал заведения двух родов: больницы и церкви. Храмы он посещает и сегодня, но теперь в его жизнь стремительно ворвалась сельскохозяйственная деятельность. Село изменило образ жизни Евгения, его вид и здоровье. Сначала он приобрел домик в деревне, а за ним последовали «бонусы», которые заставляют трудиться с утра до вечера. Евгений завел кроликов, соорудил для них клетки-дворцы с поилками и кормушками, чтобы ушастые не переворачивали чашки, не рассыпали зерно и не проливали воду. Евгений по профессии плотник, и это очень помогает ему в деревне. 

Каждый день новоиспеченный фермер отправляется в лес за травой и клевером, чтобы попотчевать своих подопечных. Теперь мечтает научиться обрабатывать их шкуры и шить мягкие детские шапки и шубки. По соседству в дворовом вольере разгуливают молодые петушки и курочки, обещая обеспечить Евгения и его родственников куриным мясом и яйцами. Но все это в будущем: пока животных и птицу нужно вырастить. Участок в 15 соток, который огораживает бывший городской (а сейчас сельский) житель, выходит на лес. На нем растет густая высокая трава, которая так и уговаривает попастись на ней овечек. 

— Никогда раньше не замечал в себе тяги к сельскохозяйственной деятельности и вообще к деревне. Всю жизнь был городским. Сейчас тружусь до 11 вечера, пока не валюсь с ног. На огороде картошка ждет, когда окучу, вот дрова привезли на зиму, нужно сложить. Кроликов и курочек покормил, теперь пойду к забору доски приколачивать. Сделаю столько, сколько успею до темноты. Мысль появилась завести овец, а что с ними делать буду — посмотрим. Может, на плов пойдут, а может, шерсть стричь с них буду, — делится своими планами на грядущую крестьянскую жизнь Евгений

Кстати, совсем недавно Евгений нашел и привел в дом женщину с маленькой дочкой, собирается создать семью и обвенчаться. Маленькой Алёнке до того понравилась деревенская жизнь, что она, ни на минуту не останавливаясь, курсирует по хозяйству, как челнок. Норовит что-то порубить или попилить. Взрослые отбирают у нее колюще-режущие предметы. Опасаются, что поранится, ведь девочке всего пять лет, но в ней уже сейчас просматривается настоящий будущий житель деревни. 

20220810_183822.jpg

Официальные данные и реальность 

Цифры основываются на данных сельскохозяйственной переписи за 2021 год. На территории Челябинской области сегодня насчитывается более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. За прошедшие пять лет количество фермеров уменьшилось. Но вот по сравнению с переписью 2016 года площадь сельскохозяйственных угодий у них увеличилась на 20 процентов, общая посевная площадь — на 40 процентов. Это значит, что идет укрупнение хозяйств. 

При этом число личных подворий в Челябинской области, которые официально зарегистрировали во время переписи, превышает 250 тысяч. В среднем за каждым из них закреплено по 0,8 гектара земли, на которых крестьяне выращивают картофель, овощи, ягоды и фрукты. Все они потом попадают на стол к жителям Челябинской области. 

Сейчас крупные фермеры Челябинской области содержат 41 тысячу голов крупного рогатого скота. Среди них более 20 тысяч дойных коров. В малых хозяйствах выращивают более 6,3 тысячи свиней и 16,5 тысячи голов птицы всех видов. Кстати, среди областей Уральского федерального округа наибольшее поголовье крупного рогатого скота (в том числе и коров) содержится именно в фермерских хозяйствах Челябинской области, а вот свиней и птицы — в Тюменском регионе. 

О числе животных и птицы на небольших личных подворьях точных данных у министерства сельского хозяйства Челябинской области нет. Южноуральцы не очень охотно сообщают об этом. Но если заехать в любую челябинскую деревню, то можно убедиться, что скот сейчас есть почти на каждом дворе. Кто-то обходится минимумом: заводит кур или козу, кто-то пошел дальше. Добрые хозяева постепенно, снабдив фруктами и овощами, молоком и мясом свою семью, начинают поставлять эту продукцию дачникам и в город. Каждый такой частник — это капля в море. Но таких капель в регионе сотни тысяч, и они существенно влияют на рацион жителей Челябинской области. Сейчас можно твердо сказать, что интерес к самообеспечению продуктами питания в деревне растет, как растут и поставки в города и районные центры. Тенденция девяностых годов, когда бездумно резали скот и отдавали во власть сорняков пахотные земли, однозначно сломана.

Поделиться

поделиться:

 

Другие материалы рубрики
15:33 На северо-западе Челябинска началось строительство новой дороги

Общая протяженность участка строительства новой дороги – более 400 метров. Срок контракта – два года. С 30 апреля закроют движение на участке от адреса 250-летия Челябинска, 77 до улицы Северной.

13:42 В Челябинске освятили нижний храм кафедрального собора Рождества Христова

На освящении и первой литургии присутствовали губернатор Челябинской области Алексей Текслер с супругой Ириной. Как отметил глава региона, сегодняшний день будет вписан в новую историю Челябинска.

12:45 На Айских притесах в Саткинском районе погибла 14-летняя девушка

Школьница пропала 26 апреля. Накануне вечером, 27 апреля, ее тело обнаружили на узком каменистом участке суши около Айских притесов.

Возврат к списку